Городской конкурс по экологии
Положение о проведении городского конкурса по экологии — 2019
- Цели и задачи конкурса.
— углубление знаний и расширение кругозора школьников в области вопросов экологии и безопасности производства, экологической культуры;
— развитие и реализация интеллектуальной творческой личности;
— выявление и поддержка одарённых учащихся, способствование профессиональной ориентации;
— привлечение учащихся к изучению и использованию в своих работах современных информационных технологий;
— экологическое воспитание.
- Организаторы конкурса:
— администрация ГО г.Стерлитамак,
— МКУ «Отдел образования» г.Стерлитамак,
— филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г.Стерлитамаке;
— МАУ ДО «Центр детского (юношеского) технического творчества» г.Стерлитамак РБ.
- Участники конкурса
Участниками конкурса могут быть учащиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений города, обучающиеся УДОД. Количество участников от образовательных учреждений не ограничено.
- Направления конкурса
Конкурс электронных презентаций
Участники представляют электронную презентацию на одну из предложенных тем (Приложение №1).
Экологическая викторина
Участники представляют ответы на вопросы (Приложение №2).
Решение изобретательских задач
Участники представляют решение задач (Приложение №3).
В рамках конкурса проводится интеллектуальный Эко-квест, в котором могут принять участие команды общеобразовательных учреждений.
- Сроки и порядок проведения конкурса
Конкурс проводится с 20 декабря 2018 года по 14 февраля 2019 года. Работы на конкурс предоставляются до 31 января включительно. Работа жюри – с 01 по 10 февраля 2019 года. 14 февраля 2019 года в 15.00 — Эко-квест в филиале ФГБОУ ВПО УГНТУ в г.Стерлитамаке, награждение победителей конкурса.
- Требования к конкурсным работам и критерии оценки работ
Конкурс электронных презентаций
Для создания презентаций используется программа Microsoft Power Point.
Общие требования к оформлению электронной презентации:
наличие первого слайда с названием учреждения, информацией об авторе и руководителе;
количество слайдов с основным материалом не менее 10;
время показа презентации не более 5 минут;
автоматическая демонстрация презентации (слайд-шоу);
при наличии видео-аудиофайлов необходимо их записать на диск вместе с презентацией или поместить в одну папку (при предоставлении материалов по электронной почте), продолжительность видеоматериала на слайде не должна быть более 1 минуты. Принимаются только индивидуальные работы.
Критерии оценки работ
— раскрытие темы конкурса, ее актуальности;
— самостоятельность выполнения работы в программе;
— творческий подход, оригинальность;
— приветствуется выражение собственного отношения к вопросу или собственных взглядов на проблему. Принимаются только индивидуальные работы.
Экологическая викторина
Общие требования к оформлению работ:
Конкурсные работы принимаются на бумажном носителе, предоставляются в Центр детского (юношеского) технического творчества (ул.Коммунистическая 12). Оформляются в формате doc или rtf, шрифт Тimes New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал – 1 или 1,5. Поля страницы произвольные. Страницы нумеруются. Желательно делать ссылки на использованные источники. Титульный лист должен содержать: название учреждения, фамилию, имя, автора, класс, ФИО и должность руководителя. Принимаются только индивидуальные работы.
Критерии оценки работ
-правильность и полнота ответа;
— эстетичность оформления.
Решение изобретательских задач
Общие требования к оформлению работ:
Конкурсные работы принимаются на бумажном носителе, предоставляются в Центр детского (юношеского) технического творчества (ул.Коммунистическая 12). Оформляются в формате doc или rtf произвольно, страницы нумеруются. Работа может содержать схемы, рисунки, таблицы, ссылки на источники. Можно представить несколько вариантов решения задачи. Титульный лист должен содержать: название учреждения, фамилию, имя, автора, класс, ФИО и должность руководителя.
Критерии оценки работ
— обоснованность и рациональность решения;
— новизна, авторский взгляд на проблему.
Интеллектуальный Эко-квест
Состав команды – 6 человек.
Домашнее задание:
Название и девиз команды, отличительный знак (кепки, повязки, одинаковые футболки и т.д.), приветствие «Великая сила науки!»
- Подведение итогов конкурса и награждение победителей
Для подведения итогов создается жюри (Приложение №4). Жюри подводит итоги и определяет победителей в каждом направлении конкурса.
Победители, занявшие призовые места (1,2,3), команды – победители Эко-квеста награждаются Почетными грамотами организаторов. Конкурс входит в рейтинг образовательных учреждений.
- Порядок предоставления работ
Работы предоставляются в Центр детского (юношеского) технического творчества до 31 января 2019 года включительно по адресу: ул. Коммунистическая 12, с 9.00 до 18.00, электронную презентацию можно прислать на электронную почту cdutt@inbox.ru. Ответы на вопросы викторины, решение изобретательских задач оформляются в бумажном варианте и предоставляются в ЦДЮТТ.
Командные заявки от общеобразовательных учреждений на участие в эко-квесте подаются на электронную почту cdutt@inbox.ru до 31 января 2019 года.
Справки по телефону 24-75-18
Приложение №1
Темы электронных презентаций:
- Загрязнение городов бытовыми отходами.
- Загрязнение водных ресурсов нефтепродуктами.
- Современные методы очистки сточных вод.
- Автомобиль и окружающая среда.
- Отходы большого города.
- Альтернативные источники энергии.
- Самые необычные и удивительные деревья мира.
- Проблема перенаселения планеты.
- Роль активного ила при очистке сточных вод.
Приложение №2
Экологическая викторина
- Какой птице – в благодарность за спасение садов и посевов от нашествия в американском городе Бостоне стоит памятник?
- Один лесник решил очистить лес от старых дуплистых деревьев. Что случилось потом? Как вы думаете, почему?
- Мало кому известно дерево цератея, да и семена его, весом всего-то 0,2 грамма не представляют особой ценности. Какое влияние оно оказало на жизнь людей?
- Однажды Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться… Чему?
- Известно, что в России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в южной Европе – олива, а какой плод, дерева растущего в каждом огороде если верить легендам, трижды влиял на судьбу человечества?
- Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из чего была сделана статуя?
- По народным преданиям, на создание письменности и выбор ныне существующих иероглифов в Японии оказали влияние домашние птицы. Кто они?
- За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Этот остров решил одну очень важную проблему. Какую?
- Раньше в Красной книге было 4 категории животных: исчезающие, редкие, сокращающиеся и мало изученные. Затем появилась пятая. Какая?
- Из какого животного получают слоновую кость самого высокого качества?
- Индусское изречение советует учиться у этого домашнего животного 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто это?
- Пустынные еж и лиса в отличие от своих лесных собратьев имеют большие уши. Зачем они им?
- Привыкшие к молочным продуктам англичане стали завозить в Австралию коров, и это чуть не обернулось экологической катастрофой. В чем причина?
- Кто такие организмы-синантропы
- Сформулируйте правило Аллена.
- В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги?
- Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда ди Вилланова: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
трое: веселый характер,…… и …..». По вашему мнению, почему он так думал? - Что такое хоминг?
- Что вы знаете о народных традициях охраны природы?
Приложение №3
Решение исследовательских и изобретательских задач
- Задача 1
Если верить легенде, Черное море получило свое название из-за почернения опускаемых в его пучинах серебряных предметов. Это связано с тем, что на глубине более 200 м морская вода содержит сероводород (продукт жизнедеятельности некоторых микроорганизмов). Наличие сероводорода делает невозможной жизнь морских растений и животных в этой зоне. В последние годы по непонятным причинам сероводород стал медленно подниматься к поверхности воды. Если этот процесс не прекратится, то Черное море станет безжизненным. Предложите способ борьбы с «наступлением сероводорода». Оцените предложенный вами способ с экономической и экологической стороны. В одном из стихотворений К.И. Чуковского есть такие строки: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море сине зажгли». Реально ли это сделать?
Задача 2
В сказке «Хрустальный лак П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится, какую домашнюю кислоту на поднос пролить, либо вино всплеснуть – вреда подносу нет… Паяльную кислоту, клей, железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастера подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспоришь, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала еще в прошлом веке с кислотами «на ты» Объясните, о каких химических соединениях ведет речь рассказчик.
Задача 3
Автомобиль – техническая система, предназначенная для удовлетворения потребности людей в быстром и удобном перемещении в пространстве. Автомобили приносят большую пользу людям, но наносят вред природе, загрязняя ее выхлопными газами.
Попробуйте усовершенствовать систему так, чтобы она была более экологична, используя Метод контрольных вопросов (А.Осборн). Вопросы:
- Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
- Что можно добавить к нему?
- Что можно продублировать в нем?
- Что можно поменять?
- Поменять скорость движения?
- Подобрать другую форму, окрас, звук?
- Подобрать другой компонент?
- Сделать из другого материала?
- По-другому расположить?
- Объединить несколько задач или функций в одну?
- Поменять местами последовательность выполнения операций?
- Повернуть наоборот?
Задача 4
Проблема утилизации и переработки пластикового мусора в мире становится все острее. Производителям трудно отказаться от пластиковой упаковки, так как она удобна в эксплуатации и достаточно дешева. Потребители ежедневно выбрасывают в мусорные баки огромное количество пластика. Предложите свои варианты решения проблемы.
Задача 5.
Как показывает статистика, в Стерлитамаке преимущественно дуют юго-восточные и южные ветра. Какое значение это имеет для экологической ситуации в городе, по вашему мнению. Проведите небольшое исследование (практическое или теоретическое), опишите его, сделайте вывод.
При решении задач можно использовать приемы ТРИЗ.
Приложение №4
Состав жюри:
Председатель жюри – Даминев Р.Р., депутат Совета городского округа город Стерлитамак, директор филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г.Стерлитамаке, д.т.н., профессор
Заместитель председателя жюри – Тинишова Э.У., учитель химии МАОУ «Лицей №1», педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ
Члены жюри:
Исламутдинова А.А., зам. заведующего кафедрой «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Стерлитамаке, к.т.н., доцент,
Лузина М.С. – ст. преподаватель кафедры «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Стерлитамаке,
Пряничникова В.В. – ст. преподаватель кафедры «Общая химическая технология» филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Стерлитамаке,
Калимуллина А.Р., — учитель химии МАОУ «СОШ №17»;
Лысенкова Э.Н. — учитель химии МАОУ «СОШ №26»;
Васильева Г.Р. — методист МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;
Романова И.Н. – педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;
Арасланов М.М. – педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДЮТТ г.Стерлитамак РБ;
0 Comments